О соотношении понятий "правоприменительная ошибка" и "дефект правоприменительного акта" (теоретико-правовой анализ)
Шаповалова Яна Витальевна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин
Северо-Кавказского филиала
Российского государственного университета правосудия
Аннотация:
В статье проводится исследование правовых по нятий «правоприменительная ошибка» и «дефект правоприменительного акта». Нормативное за крепление указанных категорий отсутствует, а в доктринальном толковании не наблюдается един ства. Все это создает дополнительные трудно сти в корректном использовании данных терминов как теоретиками, так и практиками. На основе обобщения позиций, изложенных в научных рабо тах, выявлены сущностные различия в смысловом содержании понятий «правоприменительная ошибка» и «дефект правоприменительного акта». Автор, анализируя их, приходит к выводу, что ошибка может возникнуть на любой стадии про цесса правоприменения, но не всегда фиксируется в итоговом акте применения права, а дефект пра воприменительного акта возможен не только по причине правоприменительных ошибок.
Ключевые слова:
правоприменительная деятельность, правопри менительный акт, дефект правоприменения, пра воприменительная ошибка, дефект правоприме нительного акта.
Правовая система нашей страны базируется на общечеловеческих идеалах, закрепленных в качестве конституционных стандартов российской государственности. Однако фактическая ре ализация основополагающих принципов сопряжена со множеством «наболевших» вопросов, в том числе правовых, при этом правоприменительная сфера требует особого внимания, согласно В.Д. Зорькину, является «стратегической научно-практической проблемой» [1].
В научных работах, посвященных разным аспектам правоприменения, в качестве суще ственных недостатков правоприменительной деятельности отмечают прямое нарушение право вых предписаний, правоприменительные ошибки, неприменение норм права или неправильное их толкование. Указанные отклонения в процессе правоприменения влияют на его итог и, как правило, получают формальное закрепление в дефектном правоприменительном акте. В резуль тате создаются препятствия в цепочке правореализации, порой труднопреодолимые, и цели пра вового регулирования заинтересованные стороны не достигают.
Часто в юридической литературе любые нарушения в процессе правоприменения именуют правоприменительными ошибками, что, на наш взгляд, некорректно. В то же время есть научные работы, в которых категория «правоприменительная ошибка» исследуется с сущностной сто роны, раскрываются ее признаки, специфика, формулируется дефиниция. Тем не менее устояв шегося определения данного понятия в теории права не выработано, это явление зачастую иден тифицируется с другими обозначениями дефектов в праве – правонарушением, дефектами пра воприменения, обусловленными недостатками правотворчества, пробелами в праве, ошибочной интерпретацией правовых предписаний и т. д.
В статье поставлена задача проанализировать и выявить различия таких тождественных, как представляется на первый взгляд, недостатков правоприменения, как дефект правопримени тельного акта и правоприменительная ошибка. Как верно отметил К.Н. Пономарев, «правопри менительная деятельность – явление сложное, несводимое к изданию актов применения права. Она включает не только закрепленную в процессуальных нормах процедуру "движения дела", …но и весь этот сложный механизм материально-правовых, процессуальных, организационных, технических, психологических и иных связей и отношений» [2, с. 123]. Принимая во внимание приведенное высказывание, следует предположить, что ошибка может возникнуть на любой ста дии процесса правоприменения, но не отразиться в итоговом акте применения права, а дефект правоприменительного акта не всегда обусловлен правоприменительными ошибками. «Право применительные ошибки не подменяют и не вытесняют иных характеристик негативных явлений в правоприменении, – указывает К.Р. Мурсалимов. – Подмена ошибок другими понятиями либо противопоставление их другим близким категориям не имеет смысла» [3, с. 13]. Таким образом, в юридической доктрине ставится вопрос о разграничении правоприменительной ошибки и иных дефектов правоприменения, не получивший должной теоретической разработки. В подтвержде ние этому далее приводятся основные дискуссионные вопросы, связанные с исследованием пра воприменительной дефектологии.
Далее обобщены признаки, которые не вызывают научных дискуссий: ошибка допускается управомоченным субъектом правоприменения (органом, должностным лицом), представляет со бой нарушения требований законов, определяющих как материальные, так и процессуальные стороны правоприменительной деятельности, влечет за собой негативные последствия, проти воречащие целям правоприменения, устраняется в особом порядке юридическими средствами. Вместе с тем существует несколько позиций относительно определения категории «правоприме нительная ошибка», например имеет место широкая трактовка этого понятия, когда в него вклю чают любые нарушения правоприменительного процесса. Некоторые авторы рассматривают ошибку как результат и приравнивают ее к акту применения права; в других научных работах ошибка и дефект в акте правоприменения толкуются как идентичные категории. Например, Э.В. Казгергиева утверждает, что «одним из существенных признаков… является то, что ошибоч ное поведение не отвечает установленным требованиям, не соответствует принятым образцам, эталонам и т. д. Это означает несоответствие правоприменительной деятельности или актов нормативно определенным условиям их правомерности» [4, с. 14].
В юридической литературе встречаются дефиниции, где правоприменительная ошибка определяется как акт применения права, не отвечающий требованиям закона: «правоприменитель ная ошибка – это издание уполномоченным на то специальным органом (лицом) акта применения права, не соответствующего основным принципам права и содержанию применяемой правовой нормы» [5, с. 3]. В данном случае, на наш взгляд, речь идет о дефекте акта правоприменения, а не об ошибке. Приведенный пример иллюстрирует позицию тех авторов, которые утверждают, что недостатки правоприменительной практики имеют место только при вынесении итогового реше ния. Данный подход однобоко отражает проблему несовершенства правоприменения.
В определении, сформулированном К.Р. Мурсалимовым, ошибка рассматривается с уче том ее субъективной стороны – «правоприменительная ошибка представляет собой результат неправильной властноорганизующей деятельности правоприменителя, противоречащий нормам права, допущенный из-за невыполнения необходимого комплекса условий для достижения ис тинной цели, вследствие добросовестного заблуждения или имевшей место неосторожности, ко торый квалифицируется в качестве ошибочного компетентным органом» [6, с. 30]. В предложен ной автором дефиниции в состав квалифицирующих признаков ошибки включена неосторожная форма вины, что является спорным моментом и противоречит сути ошибки. Л.А. Морозова ука зывает, что «под правоприменительными ошибками понимается не соответствующий действи тельности негативный непреднамеренный результат правоприменительной деятельности, обу словленный заблуждением уполномоченных субъектов, принимающих правоприменительный акт» [7, с. 288]. Приведенные примеры иллюстрируют разницу подходов в определении понятия «правоприменительная ошибка» и свидетельствуют о том, что по поводу субъективной стороны ошибок единства мнений в ученом сообществе не наблюдается.
В научной литературе просматриваются две противоположные точки зрения. Первая за ключается в том, что правоприменительная ошибка является результатом добросовестного за блуждения правоприменителя, он действует без намерения причинить вред, а негативные по следствия наступают без его вины [8]. Вторая позиция основана на том, что виновность право применителя при определении правоприменительной ошибки не может исключаться, а вина мо жет наблюдаться в форме неосторожности [9, с. 143] и даже прямого умысла. Например, Г.А. Жи лин отмечает, что «умышленная форма вины имеет место, когда правоприменитель назначает дело к судебному разбирательству, заведомо нарушая законно установленные сроки» [10, с. 54]. Характеризуя действия правоприменителя как ошибочные, на наш взгляд, важно обращать вни мание, что он действует не умышленно, добросовестно заблуждаясь, не предвидит и не желает наступления каких-либо вредных последствий, поскольку добросовестное заблуждение исклю чает осознание лицом противоправности своих действий. Однако результат ошибки, как и в слу чае других дефектов правоприменения, приводит к негативным последствиям.
Научная постановка вопроса о субъективной стороне правоприменительной ошибки и дис куссия по этому поводу потенциально имеют большое не только теоретическое, но и практиче ское значение в контексте установления и разграничения ответственности за разные дефекты, допущенные в процессе правоприменительной деятельности.
Как отмечено ранее, в отечественной юридической науке понятие «дефект правопримени тельного акта» практически не изучено, данный термин иногда встречается в работах, где рассмат риваются вопросы эффективности правоприменительной деятельности или проблемы дефектно сти в праве, однако специальных исследований на эту тему не проводилось. Изучая правоприме нительную деятельность органов государственной власти и анализируя причины и условия возник новения дефектов в правоприменительных актах, О.В. Хусаинова указывает, что дефектные акты правоприменения возникают при ненадлежащем выборе средств достижения цели, несоблюдении принципов права, нарушениях правил юридической техники, отсутствии критериев качества право применительной деятельности, а не только ввиду ошибок правоприменителя [11, с. 92].
М.А. Соколова, обобщая научные подходы к проблемам дефектов в праве и их фиксации в юридических документах, приходит к выводу, что «под дефектом акта правоприменения следует понимать изъян в содержании и (или) форме правоприменительного документа, возникший ввиду умышленной или ошибочной деятельности правоприменителя, а также ввиду наличия изъяна в нормах нормативного правового акта, на основании которого создан правоприменительный доку мент» [12]. Определение, сформулированное М.А. Соколовой, с содержательной стороны разгра ничивает категории «правоприменительная ошибка» и «дефект правоприменительного акта». Дан ная дефиниция отражает существенные признаки дефекта акта правоприменения, но нуждается в одном дополнении. Дефект правоприменительного акта, на наш взгляд, – это недостаток в содер жании и (или) форме правоприменительного документа, явившийся результатом умышленной или ошибочной деятельности правоприменителя и (или) возникший ввиду наличия изъяна в норматив ном правовом акте, на основании которого он принят, а также противоречащий целям индивиду ально-конкретной регламентации правоотношений.
На основе исследования, проведенного в рамках настоящей статьи, мы пришли к следую щим выводам. При рассмотрении аспектов дефектности правоприменительной деятельности в юридической литературе в большинстве случаев употребляется термин «правоприменительная ошибка», которому придают значение любого нарушения правоприменительного процесса. Мно гие авторы отождествляют категории правоприменительной ошибки и дефекта правопримени тельного акта и толкуют их как результат правоприменения с отклонениями от нормативных предписаний. Вместе с тем дефекты не всегда связаны с нарушением норм права. Например, дефект правоприменительного акта может быть обусловлен пробелом в правовом регулирова нии. В зарубежной правовой доктрине признается целесообразным восполнять пробелы, руко водствуясь принципами справедливости и моральности, даже если выносимое решение не будет основано на позитивном законе [13]. У нас данная практика практически не используется. Во обще среди причин дефектов правоприменительных актов многие ученые выделяют низкое ка чество законодательства, а также отсутствие критериев качества правоприменительной дея тельности, а не только правоприменительные ошибки.
Определяя соотношение терминов «дефект правоприменительного акта» и «правоприме нительная ошибка», следует иметь в виду, что последние возникают на любой стадии процесса правоприменения и могут быть как зафиксированы в итоговом правоприменительном акте, так и не отражены в нем. Категория «дефект правоприменительного акта» нуждается в дальнейшей разработке, она обладает теоретическим потенциалом и способна дополнить понятийный аппа рат правовой дефектологии.
Ссылки: